42

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Совершенствование системы образования в условиях нового этапа развития страны, имеет приоритетное значение как с точки зрения государственной власти, работников системы образования, так и в массовом общественном сознании.

В последние годы в стране строятся новые и реконструируются уже имеющиеся школы, укрепляется их материально-техническая база и кадровый потенциал, создаются учебники и учебные пособия, отвечающие самым современным требованиям и стандартам. Уделяется особое внимание вопросам подготовки современных креативно мыслящих кадров, воспитания молодежи патриотичными и обладающими высокой духовностью личностями, а также совершенствования системы образования.

Для последовательного развития этой сферы в рамках административной реформы образовано Министерство дошкольного и школьного образования. Принимаются меры по структурной оптимизации системы, внедрению современных программ, стимулированию работников сферы образования.

В Стратегии "Узбекистан – 2030" реформа образовательной системы является важной составляющей дальнейшей модернизации страны. Она направлена на повышение кадрового потенциала в сфере образования, организацию учебного процесса и оказания услуг в образовательных организациях на основе новых принципов, поднятия качества образовательных услуг на уровень международных стандартов и дальнейшего ускорения реформ.

В целях определения приоритетных направлений системного реформирования общего среднего образования, поднятия на качественно новый уровень духовно-нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения, внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных форм и методов обучения, была утверждена Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. 

В своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников Президент страны Ш.М. Мирзиёев отметил, что «сегодня мы в Узбекистане строим социальное государство, в котором каждый человек независимо от национальности, языка и вероисповедания может реализовать свои таланты и способности, знания и опыт. С этой целью мы мобилизуем все силы и возможности для гармоничного, интеллектуального и физического развития нашей молодежи, получения ею качественного образования, обретения достойного места в жизни».

Для повышения качества и уровня отечественного образования, в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах и содействия разработке научно обоснованных мер по решению существующих проблем в данной сфере, в нашей стране предусматривается проведение опросов общественного мнения, изучение мнений и предложений граждан по самым актуальным вопросам.

РЦИОМ «Ижтимоий фикр» в своей деятельности уделяет образовательной проблематике постоянное внимание. Специалистами Центра осуществляются мониторинговые исследования, направленные на выявление удовлетворённости граждан качеством образования и условий, созданных в общеобразовательных школах, изучается отношение узбекистанцев к происходящим реформам в среднем образовании, к изменениям, происходящим в школьной системе. В преддверии Дня учителей и наставников специалистами РЦИОМ был проведен опрос общественного мнения «Современная школа: оценки и перспективы», в котором приняли участие узбекистанцы, дети которых в настоящее время получают образование в школах. В числе респондентов были жители всех регионов страны, горожане и сельчане, мужчины и женщины разных возрастов, представители различных социальных слоев и национальностей.

Проведенное исследование подтверждает, что с переходом к рыночным отношениям образование стало восприниматься в общественном мнении как важный экономический ресурс, обеспечивающий успешную самореализацию, социальную мобильность, материальное благосостояние граждан. В обществе одновременно с ростом престижа образования, возрастают и требования к качеству предоставляемых образовательных услуг.

Сегодня существует возможность выбора школы для своего ребенка, в стране имеются школы разных типов и направлений, среди которых можно выделить государственные и частные школы. Для развития способностей одаренных и талантливых детей в стране действуют Президентские, творческие и иные специализированные школы. 

В настоящее время школа и семья представляют важнейшие институты социализации подрастающего поколения. Вопросы, касающиеся различных аспектов школьного образования и современных программ обучения, качества учебных пособий, процессы воспитания и формирования гармоничной личности детей и подростков, эффективность взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей,  включенности родителей в школьную жизнь детей, их осведомленность о том, как осуществляется обучение в школе имеют принципиальное значение. Родители учащихся - полноправные участники образовательного процесса и их мнения и предложения относительно различных аспектов деятельности школы должно стать одним из индикаторов ее эффективности. В ходе опроса общественного мнения участникам был задан вопрос: «Располагаете ли Вы подробной информацией о школе и процессе обучения ребенка или детей в школе?», согласно полученным данным 71,5% граждан полностью осведомлены о том, как осуществляется образовательный процесс в школе, в которой обучаются их дети. О частичной осведомленности о школьном образовании своих детей заявили 26,2% респондентов.

Полученные данные показали достаточно высокий уровень информированности граждан о школьной жизни своих детей, при этом процент респондентов указавших на свою частичную осведомленность свидетельствует о необходимости продолжить начатую работу, направленную на повышение открытости и доступности информации о деятельности учебно-воспитательного процесса в школах. Следует принять меры стимулирующие процессы включенности родителей в школьную жизнь детей, активизировать учителей на поиск новых форм и методов взаимодействия с родителями, на установление сотрудничества и интеграции семьи и школы в целях оптимизации образовательного процесса и достижения еще более высоких результатов учащихся.

Качество и состояние ремонта в школе, оснащенность необходимым школьным оборудованием, наличие необходимого дидактического материала и школьных учебников и пособий несомненно влияет на успеваемость и уровень образования, а также на безопасность жизни и здоровья учащихся.

Опросом установлено, что оценки граждан показателей, относящихся к условиям организации образовательного процесса в целом положительные.  По мнению 36,9% граждан в школах, где обучаются их дети качество ремонта, можно оценить как «отличное», 33,7% считают, что ремонт в школе их детей «хороший». Доля респондентов, оценивающих качество ремонта школы как «среднее», составляет 22,7%.   

Грамотно расставленная мебель, школьные парты и стулья, соответствующие возрасту и анатомо-физиологическому состоянию детей, современная школьная доска, необходимое техническое оснащение позволяют организовать учебный процесс в зависимости от возрастных, медицинских, интеллектуальных и других особенностей учеников. Отличное оснащение учебных кабинетов в школах, в которых обучаются их дети отметили 43,2% опрошенных, 31% респондентов оценивает его как “хорошее”. По мнению 18,4% оснащенность учебных кабинетов “средняя”.

Более высоко участники опроса оценили оснащенность современными учебниками по сравнению с другими показателями, относящимися к условиям организации образовательного процесса. Более половины опрошенных (57%), чьи дети в настоящее время обучаются в школе считают, что оснащенность детей современными учебниками «отличная».  Доля респондентов, которые оценивают оснащенность учебниками как «хорошую», составляет 27,9%. Процент граждан, отрицательно оценивших оснащенность современными учебниками незначительный, в основном респонденты указывали на отсутствие учебников по некоторым предметам, которое отрицательно влияет на качество преподаваемого предмета и уровень знаний учеников по ним.

Преобладание положительных оценок населения условий, созданных для организации учебно-воспитательного процесса в школе, подтверждает эффективность и результативность, реализуемых в стране мер по реформированию системы среднего образования, укреплению материально-технической базы и улучшению инфраструктуры учреждений общего среднего образования в рамках Национальной программы по развитию школьного образования в 2022-2026 годах.

Оценки узбекистанцев качества отечественного школьного образования и профессионального уровня педагогов показали, что в условиях реформ достигнуты определенные результаты, которые уже сегодня оцениваются обществом позитивно, граждане отмечают улучшение ресурсной базы школ, внедрение новых учебных программ по ряду предметов, цифровизацию в процессе обучения и контроля успеваемости учащихся. Участники проведенного исследования подтверждают, что существующая система школьного образования и квалифицированный педагогический состав способствует гармоничному развитию личности детей и подростков, раскрывает их способности, предоставляет учащимся возможность получать знания, обеспечивая подготовку для продолжения образования в дальнейшем, в том числе в высших учебных заведениях страны.