198

Контент-анализ публикаций электронных СМИ Узбекистана на тему: «Молодежь в зеркале интернет-пространства»

В целях изучения степени освещаемости публикационной активности в интернет-пространстве национальных веб-сайтов, на основе социологического метода контент-анализ был проведен мониторинг интернет-изданий страны на тему: «Молодежь в зеркале интернет-пространства».

В выборку исследования вошли популярные среди пользователей интернет-издания Национального домена, такие как: “President.uz”, “Xs.uz”, “Uzа.uz”, “Yuz.uz”, “Kun.uz”, “Gazeta.uz”, “Podrobno.uz” и “Daryo.uz”.

Ключевым критерием отбора стали популярность и авторитетность ресурсов, а также способность качественного освещения социально-экономических событий, связанных с темой исследования и способность воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение. Период исследования включал январь-март 2023 года.

Рис. 1 Соотношение долей информационных материалов по источникам

Как видно из рисунка 1 за отчетный период среди выбранных интернет-изданий наибольшее количество информационных материалов по молодежной тематике были выпущены такими изданиями как: «Podrobno.uz» (56 статей), «Gazeta.uz» (52), «Uza.uz» (38), тем самым составив 49% от общего объема отобранных публикаций и 61,8% от общего количества просмотров в совокупности (298 статей).

Анализ содержания публикаций выявил, что 231 статья от общего количества материала являются информационного характера и 67 статей - аналитического. Данные показывают, что на момент исследования, выбранные материалы (298 статей) успели просмотреть более одного миллиона шестисот тридцати шести тысяч пользователей (1636094 просмотров) (см. рис. 2).

Рис.2 Количество информационных материалов по молодёжной тематике, характер публикаций и общее количество просмотров[1]

 

Информационные материалы сгруппированы по 10 сферам: «Здоровье», «Культура», «Наука», «Общество», «Политика», «Право», «Религия», «Спорт», «Технологии» и «Экономика». (См. рис. 3).

Рис. 3 Соотношение долей сфер отбора и изучения публикаций в % от общего объема

Выборка  и анализ публикаций производился по 11 направлениям классификатора

Рис. 4 Общее количество публикаций на веб-сайтах по направлениям классификатора в %

В отчетный период наибольшее количество информационных материалов по молодежной тематике было в сферах: общество (81 статей), политика (68 статей) и наука (58 статей). (См. рис.3)

Рис. 5.1 Соотношение отобранных публикаций по направлениям классификатора в социальной сфере «Общество»

Рис. 5.2 Соотношение отобранных публикаций по направлениям классификатора в социальной сфере «Политика»

Рис. 5.3 Соотношение отобранных публикаций по направлениям классификатора в социальной сфере «Наука»

Рис. 6 Наибольшее количество просмотров пользователями в ед. и %

Рис. 6 соотношения публикаций по месяцам исследования в %

Из проведенного контент-анализа веб-сайтов по теме исследования следуют следующие выводы:

В целом контент-аналитическое исследование: «Молодежь в зеркале интернет-пространства» показывает, что значительный массив информационных материалов СМИ в отчетный период освещают ключевые события в жизни молодежи  Нового Узбекистана.

В рамках изучения медиа-базы электронных СМИ контент-анализ показал, что в стране ведется комплексная системная работа, направленная на широкое вовлечение молодого поколения к реализации молодежной политики.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что при контент-анализе выбранных интернет-изданий на заданный период было опубликовано 298 статей, 231 информационного и 67 аналитического характера.

Информационно-аналитические материалы в интернет-пространстве демонстрируют, что наибольшее количество публикаций по 11 направлениям классификатора, связано с наукой и образованием молодежи (26,4%), молодежью и политикой (22,9%), социальной поддержкой молодежи (11%) и карьерой, трудоустройством и миграцией (9,1%). (Рис.4).

Сравнительный анализ информационных материалов по молодежной тематике в сферах с наибольшим количеством публикаций на заданных период относительно направлений классификатора показал, что в сфере «Общество» наибольшее количество статей приходится на направления классификатора: «Молодежь, политика и государственные органы» (23,5%); «Молодежь наука и образование» (21,0%); «Социальная поддержка молодежи» (16%); «Молодежь и девиация» (14,8%); «Карьера, трудоустройство и миграция среди молодежи» (11,1%), что позволяет выделить ключевые моменты в вопросах молодёжи в заданной сфере (см. рис. 5.1).

Хотя и основной массив (55,9%) публикаций в сфере «Политика» приходится на направление классификатора, связанное с политикой и государственными органами, объем статей по направлению «Социальная поддержка молодежи», также демонстрируют значительные показатели (19%). (См. рис. 5.2)

В отчетный период информационные материалы в СМИ, посвященные вопросам образования молодёжи и молодым учённым, преимущественно остаются за аналогичным направлением классификатора - «Молодежь, наука и образование» (86,4%). Оставшиеся незначительные доли публикаций приходятся за направлениями классификатора: «Молодежь, политика и государственные органы» (5,1%), «Карьера, трудоустройство и миграция среди молодежи» (5,1%) и «Социальная поддержка молодежи» (3,4%).(См. рис.5.3).

Следует отметить, что общей объем просмотров опубликованных информационных материалов по теме исследования на момент подсчета превышало отметку в 1,6 млн.