166

Мониторинг публикаций веб-сайтов электронных средств массовой информации страны по теме: «Торговля людьми: контент-анализ интернет-пространства»

Республиканским Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» на основе социологического метода контент-анализ был проведен мониторинг интернет-изданий страны на тему: «Торговля людьми: контент-анализ интернет-пространства».

В выборку исследования вошли популярные среди пользователей интернет-издания Национального домена, такие как: “Prezident.uz” “Xs.uz”, “Uzа.uz”, “Yuz.uz”, “Kun.uz”, “Gazeta.uz”, “Daryo.uz”, “Podrobno.uz”, “Qalampir.uz”, “Uznews.uz”, “Axborot.uz”, “Repost.uz”, “Hordiq.uz” “Sputnik.uz” и “Хabar.uz”.

В целом, ключевым критерием отбора стали популярность ресурсов и  способность качественного освещения событий, фактов и происшествий, связанных с темой исследования. Период исследования включал январь-июнь 2023 года. 

     Рис. 1 Соотношение долей информационных материалов по источникам

Как видно из рисунка 1 за период  исследования среди выбранных интернет-изданий наибольшее количество информационно-аналитических материалов по теме исследования были опубликованы следующими интернет-изданиями: “Uznews.uz” (20,4%); “Podrobno.uz” (13,4%); “Gazeta.uz” (10,6%);  “Qalampir.uz” (8,5%) и “Yuz.uz”(7,7%) составив 60,6% от общего объема отобранных публикаций.

Анализ содержания публикаций выявил, что 105 публикаций от общего количества материала являются информационного характера и 37 - аналитического. Данные показывают, что на момент исследования, выбранные материалы (142 ед.) успели просмотреть более шести ста пятидесяти семи тысяч пользователей (657544  просмотров), (см. рис. 2). 

Рис.2 Количество информационных материалов по исследуемой тематике, характер публикаций и общее количество просмотров

Выборка и анализ публикаций производился и систематизировался по направлениям классификатора, представленных на рис 3.

Рис. 3 Общее количество публикаций по направлениям классификатора

Информационные материалы сгруппированы по основным сферам: «Политика», «Общество», «Право». (См. рис. 4).

Рис. 4 Соотношение отобранных публикаций  по областям исследования

Основной массив публикаций в сфере «Общества» приходится на направление, связанное с нормативно-правовой базой в области противодействия торговли людьми (26,7%), выявлением и пресечением деятельности юридических и физических лиц, занимающихся посредничеством в области торговли людьми (25%), освещающее  также публикации, связанные с защитой пострадавших и свидетелей, которые принимают участие в раскрытии, расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми (10,8%) и укрепление сотрудничество с международными организациями и правительствами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи и обмена опытом (10%).

Рис. 5.1 Соотношение отобранных публикаций  направлений классификатора по сферам исследования (общество)

На сферу «Политика» - основной массив публикаций приходится на направления, освещающее  укрепление сотрудничество с международными организациями и правительствами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи и обмена опытом (59,5%) и публикации, связанные с консультационной и правовой помощью гражданам Республики Узбекистан (16,2%). На сферу «Экономика» приходится одна публикация веб-сайта “

“Gazeta.uz” по направлению - «Международный опыт по предупреждению правонарушений» и усилением пограничного контроля относительно лиц, которые могут стать жертвами торговли людьми.

Рис. 5.2 Соотношение отобранных публикаций  направлений классификатора по сферам исследования (политика)

Рис. 6 Публикационная активность по месяцам исследования

Выводы

Из проведенного контент-анализа веб-сайтов по теме исследования «Торговля людьми: контент-анализ интернет-пространства» следует, что значительный массив информационно-аналитических материалов электронных средств массовой информации освещает события и факты связанные с таким видом преступления как торговля людьми (в частности, торговля малолетними и новорожденными детьми), свидетельствующих о том, что торговля людьми остается серьезным преступлением современности и грубым нарушением прав и свобод человека. 

В рамках изучения электронных средств массовой информации мониторинг веб-сайтов показал, что в стране ведется комплексная, системная работа, направленная на реализацию основных положений нормативно-правовых документов, в том числе и на национальном уровне, в частности, Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан  «Об утверждении на национальном уровне системы перенаправления жертв торговли людьми или предполагаемых жертв торговли людьми» от 8  февраля 2021 года, Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №708 «Об утверждении положения о порядке ведения единой информационной базы данных о преступлениях в сфере торговли людьми» от 22 ноября 2021 года, Закона Республики Узбекистан №ЗРУ-633 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми»  от 17 августа 2020 года и ряда других.

Продолжатся реализация норм Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, ведется работа над включением в национальное законодательство ряда положений о борьбе с торговлей людьми. 

Результаты проведенного контент-аналитического исследования показали, что за январь-июнь 2023 года было опубликовано 142 статьи, связанные с данной тематикой, из которых 105 являются информационными, и 37 носят аналитический характер. 

Согласно количественному анализу 10,3% публикаций от общего массива были отнесены к материалам негативного характера - освещающих факты преступлений, связанных с торговлей детьми, трудовой, сексуальной эксплуатацией и принудительного труда. 89,7% публикаций свидетельствовали о предотвращении преступлений, связанных с торговлей людьми (в частности, продажа ребенка), обменом опыта между правительствами иностранных государств в борьбе с торговлей людьми, консультативной и профилактической деятельностью. 

В исследуемый период доля материалов, активно освещающих деятельность по борьбе и противодействию преступлений с торговлей людьми составила (44,7%). 

Информационно-аналитические материалы в интернет-пространстве, освещающие факты принудительного труда и торговли людьми демонстрируют, что наибольшее количество публикаций по направлениям классификатора в целом, связано с с нормативно-правовой базой в области противодействия торговли людьми (25,4%), выявлением и пресечением деятельности юридических и физических лиц, занимающихся посредничеством в области торговли людьми (23,9%); укреплением сотрудничества с международными организациями и правительствами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи и обмена опытом (14,8%). (Рис. 3). 

Сравнительный анализ информационных материалов в сферах с наибольшим количеством публикаций на заданный период относительно направлений классификатора показал, что в сфере «Общество» наибольшее количество статей приходится на направления, связанные с нормативно-правовой базой в области противодействия торговли людьми, выявлением и пресечением деятельности юридических и физических лиц, занимающихся посредничеством в области торговли людьми. (Рис 5.1). Следующим по объему интенсивности публикаций следует сфера «Политика», основная доля публикаций которой приходится на направления, освещающие  укрепление сотрудничество с международными организациями и правительствами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи и обмена опытом и публикации, связанные с консультационной и правовой помощью гражданам Республики Узбекистан. (Рис. 5.2).

Необходимо отметить, что общий объем просмотров пользователями опубликованных информационных материалов по теме исследования на момент подсчета составил более 657 тыс., однако количество публикаций не имеет последовательной зависимости по отношению к количеству просмотров пользователями. 

Так, количество просмотров пользователями публикаций веб-сайта “Podrobno.uz” превышает в 51,3 раза количество просмотров веб-сайта “Xs.uz”, что обусловлено более унифицированной и специализированной аудиторией пользователей веб-сайта и количеством публикаций по теме исследования (Рис. 2).