691

Республиканским Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» был проведен мониторинг электронных средств массовой информации на основе социологического метода контент-анализ на тему: «УЗБЕКИСТАН: 30 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ».

В выборку вошли популярные среди пользователей интернет-издания Национального домена, такие как: “Xs.uz”, “UzA.uz”, “Yuz.uz”, “Kun.uz”, “Gazeta.uz”, “Daryo.uz”.

В целом, ключевым критерием отбора стали популярность и авторитетность ресурсов, а также способность воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение. Период исследования включал июль-август 2021 года.

Рис. 1 Соотношение долей информационных материалов по источникам

Как видно из рисунка 1 за период  исследования среди выбранных интернет-изданий наибольшее количество информационно-аналитических материалов по теме исследования были опубликованы следующими интернет-изданиями: “Xs.uz” (231 статья), “Yuz.uz” (122 статьи), “Kun.uz” (121 статья), “Gazeta.uz” (83), “Daryo.uz” (54), составив 77,3% от общего объема отобранных публикаций (625 статей).

Анализ содержания публикаций выявил, что 429 статей от общего количества материала являются информационного характера и 196 - аналитического. Данные показывают, что на момент исследования, выбранные материалы (625ед.) успели просмотреть более двух миллионов семисот семьдесяти пяти тысяч пользователей (2775630 просмотров), (см. рис. 2).

Рис.2 Количество информационных материалов по исследуемой тематике, характер публикаций и общее количество просмотров

Выборка и анализ публикаций производился по направлениям классификатора, представленных на рис 3.

Рис. 3 Общее количество публикаций на по направлениям классификатора

Информационные материалы сгруппированы по основным сферам: «Политика», «Право», «Общество», «Наука и образование», «Здравоохранение», «Культура», «Спорт», «Технологии» и «Экономика». (См. рис. 4).

Рис. 4 Соотношение отобранных публикаций  по областям исследования

Как видно из диаграммы наибольшее количество публикаций приходится на такие сферы как: «Общество» (208 ед.), «Политика» (125 ед.) и «Экономика» (92 ед.) и «Здравоохранение» (50 ед.). Доли публикаций по сферам исследования распределились следующим образом:

Основной массив публикаций посвящен развитию социальной сферы, включающей в себя развитие науки, образования, здравоохранения, строительство дорог и благоустройства махаллей, жилищно-коммунальную сферу и т.п. (58,6%). Менее всего публикаций посвящено роли средств массовой информации в гражданском обществе (1%).

На сферу «Политика» - основной массив публикаций приходится на следующие направления: «Совершенствование системы государственного и общественного строительства» и «Международное сотрудничество».

На сферу «Экономика» максимальное значение приходится на направление - «Развитие и либерализация эко­номики» (75%).

Рис. 5 Соотношение отобранных публикаций  направлений классификатора по сферам исследования

Рис. 6 Соотношение публикаций от общего объема по месяцам

Рис. 7 Публикационная активность публикаций веб-сайтов

по месяцам исследования

Выводы.

Из проведенного контент-анализа веб-сайтов по теме исследования следует, что в целом контент-аналитическое исследование: «УЗБЕКИСТАН: 30 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ» показывает, что значительный массив информационных материалов СМИ в отчетный период освещает ключевые события в жизни узбекистанского общества.

В рамках изучения медиа-базы электронных СМИ мониторинг веб-сайтов показал, что в стране ведется комплексная, системная работа, направленная на реализацию Указа Президента Республики Узбекистан №УП-4947 «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», претворение в жизнь основных положений нормативно-правовых документов органов государственной власти и управления и формирование гражданского общества в Новом Узбекистане.

Результаты исследования свидетельствуют, что при контент-анализе выбранных интернет-изданий за июль-август месяцы текущего года было опубликовано 625 статей, из которых 429 являются информационными и 196 носят аналитический характер.

Согласно проведенным подсчетам 68,6% публикаций от общего массива были отнесены к материалам с позитивной тональностью. В отчетный период доля материалов с негативным содержанием составила 31,4%. 

Сравнительный анализ информационных материалов в сферах с наибольшим количеством публикаций на заданный период относительно направлений классификатора показал, что в сфере «Общество» наибольшее количество статей приходится на следующие направления классификатора: «Развитие социальной сферы» (58,6%) и «Совершенствование системы государственного и общественного строительства» (17,8%).

            Следующим по интенсивности и объему публикаций следует сфера «Политика», основная доля публикаций которой приходится на направления: «Совершенствование системы государственного и общественного строительства» (48%), «Международное сотрудничество» (29,6%) и «Развитие социальной сферы» (9,6%).

В сфере «Экономика», основной массив публикаций приходится на направление - «Развитие и либерализация эко­номики» (75%). (Рис. 5).

   Информационно-аналитические материалы в интернет-пространстве, освещающие изменения и реформирование государсственного и общественного строя в Новом Узбекистане демонстрируют, что наибольшее количество публикаций по направлениям классификатора, связано с реформированием социальной сферы «Развитие социальной сферы» (43,4%). Следующим по интенсивности освещения следует «Совершенствование системы государственного и общественного строительства» (17,4%), «Развитие и либерализация эко­номики» (13,6%) и «Международное сотрудничество» (10,1%).

Следует отметить, что общей объем просмотров опубликованных информационных материалов по теме исследования на момент подсчета превышал отметку в 2,7 млн., однако количество публикаций не имеет прямой зависимости по отношению к количеству просмотров пользователями.  Так, количество публикаций  веб-сайта  “Xs.uz” в два раза превышает количество публикаций веб-сайта  “Kun.uz”. Однако количество просмотров пользователями веб-сайта “Kun.uz” превышает в 56,7 раза количество просмотров веб-сайта “Xs.uz”, что обусловлено более унифицированной и специализированной аудиторией веб-сайта “Xs.uz”.