400

Республиканский Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» представляет рубрику «БИБЛИОТЕКА СОЦИОЛОГА» и краткий обзор интересного, научно-популярного социологического издания западной социологической мысли - выдающегося представителя науки социологии, немецкого социолога, философа, историка, и политического экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер родился 14 июня 1920 года в Мюнхене, Германия. М. Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие». Учёный был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей социологии учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов. Ядро научных интересов Вебера составляло изучение процессов перехода общества от традиционного к современному: рационализации, секуляризации, «расколдовывания мира». Одной из самых известных работ учёного стала диссертация о протестантских истоках капитализма. Исследование на стыке экономической социологии и социологии религии получило развитие в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году. Эта прославленная книга не является учебником или рассуждением о предмете и методе социологии. Это социология в действии. Однако именно с нее стоит начинать знакомство с дисциплиной. Первая причина состоит в том, что в книге показана роль, которую в обществе могут играть системы ценностей, и влияние, которое эти системы могут оказывать на социальные институты. Прослеживая связь между принципами протестантской этики, в частности отношением к труду, и тем, что он называет «духом капитализма», Вебер обнаруживает сходства, которые нельзя игнорировать.
А поскольку мир, во многом пронизан капиталистическим духом, М.Вебер показывает ценностные истоки многих современных представлений и практик. Вторая причина - в книге реализуется важнейший принцип социологической методологии: необходи¬мость разделения того, что происходит в социальном мире, и объяснений этого мира, создаваемых социологом. Вебер подчеркивает, что «дух капитализма» - это, как он его называет, «идеальный тип», который не следует принимать за реальность. Постоянное движение от социологических конструкций к изучаемой реальности, наглядно показанное М.Вебером, составляет профессиональную задачу любого социолога.
М.Вебер считается одним из основоположников социологической науки, а его идеи оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности - социологии.