672

Курс позитивной философии

Республиканский Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» представляет краткий обзор фундаментального труда французского философа и социолога, одной из самых известных философских личностей 19 века, основоположника позитивизма Огюста Конта «Курс позитивной философии».



Курс позитивной философии, начатый в 1830 году, был завершен в 1842 году, двенадцать лет спустя и был опубликован в шести томах. Его создание объединяет именно уроки курса, который автор читал в 1829 и 1830 годах в Королевском Атенеуме в Париже. В своей книге Конт пытается привести в систему все существующие науки. По его мнению, человек, желающий приобрести позитивное мировоззрение, должен знать математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.
Причем изучение этих наук должно идти именно в таком порядке. Такой путь, при котором познание идет от Мира к Человеку, совершенно обязателен. «Позитивист» должен вначале воспитать в себе строгость, точность и способность к синтезу, после чего посвятить себя практической работе в общественной и политической сферах на благо человечества. Его работа пытается ответить на достижения в науке, предполагая, что они служат для улучшения не только суммы человеческого знания, но и общества в целом. Позитивизм, писал Конт в своем труде, «признает фундаментальным правилом, что любое предложение, которое строго не сводится к констатации факта, не может иметь никакого реального или умопостигаемого значения».
Позитивизм, «позитивное», не противоречит «негативному», но этот термин происходит от латинского корня positum (что положено, что дано).
Он утверждает, что в действительности существует уникальный порядок, который ведет к бесконечному прогрессу общества. Закон трех государств, сформулированный этим философом в период с 1830 по 1842 год, является тем, что он считал «законом организации общества, принципами, на которых оно будет основываться». Это утверждение подтверждается идеей, что О.Конт со своим позитивизмом создал концепцию социологии и развил научную мысль и метод наблюдения, всегда стремясь к полной объективности.