03.08.2022
636
БИБЛИОТЕКА СОЦИОЛОГА Социологическая мысль средневекового Востока
Восток средних веков оставил последующим поколениям неоценимое, огромное и уникальное наследие. Великие мыслители древности заложили основы целых отраслей знания: медицины, алгебры, астрономии, химии, философии и социологии как науки об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных отношениях и общностях. Эпохальные труды, вышедшие из-под пера этих мудрецов, до сих пор служат кладезем гениальных идей, эталоном научного подхода к познанию тайн Вселенной.
Наиболее выдающимися представителями именно общественно-социологической мысли в эпоху средневековья как показывают исторические документы были Аль-Фараби, Аль-Беруни, Ибн-Сина. Социальное знание исторически развивалось как особая форма освоения различными общественными силами исторической деятельности и сыграло огромную роль в становлении общественного сознания узбекского народа. Так, Фараби выдвигает естественную теорию происхождения человеческого общества - только во взаимосвязи с другими людьми человек может жить и достигать морального совершенства.
Выдающийся мыслитель и естествоиспытатель средневековья Аль-Беруни свои социально-политические взгляды выражал через исследование и сопоставление культур различных народов - в частности, индийской, греческой и арабской. Он полагал, что различные культуры в их лучших элементах объединяет приверженность гуманистическим ценностям. Не существует принципиальных различий в философских основах религии ислама и индуизма. Согласно его теории, все религии равноценны по своим мировоззренческим предпосылкам.
Ибн-Сина считал совершенным такое государство, в котором процветают науки. Он полагал, что тесная связь между различными народами и государствами ведет к развитию наук и просвещению.
В ходе развития социально-философской мысли в Центральной Азии последовательно оформлялись такие фундаментальные для гражданского общества идеи, как ценность человеческой личности, равенство всех членов общества перед законом, ценность знаний и просвещение, демократическая система управления.
Аль-Фараби
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед аль-Фараби, употребительное сокращение имени - аль-Фараби - философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии и социологии.
Философию и социологию аль-Фараби, представленную в единстве логико-гносеологических, методологических, эстетических и других аспектов, можно определить как целостную социальную философию, смысл и предназначение которой заключались в том, чтобы дать ответ на вопрос о возможности создания справедливого общества на Земле, во-первых, во-вторых, ответить на вопрос, может ли быть счастлив человек и в чём заключается его счастье?
Социально-политический и нравственный идеал аль-Фараби можно рассматривать как одну из теоретических моделей, если не рождённую, то, по крайней мере, мотивированную многочисленными дискуссиями и размышлениями средневековой мысли над проблемами социального устройства общества.
Согласно целостной установке аль-Фараби, достижение счастья людьми, возможно, если они придут к совместному "согласному проживанию", т.е. сообществу, основанному на принципах взаимопомощи, взаимопонимания при правильном управлении и воспитании своих граждан.
Великое общество по аль-Фараби - это совокупности многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Среднее - это один народ. Малое - это общество, представленное одним городом. Эти три вида обществ являются полными. Город находится на высшей ступени совершенства. Селения, кварталы, улицы и дома представляют неполные общества.
Аль-Фараби считал, что самым несовершенным из них является домашнее общество, которое представляет собой составную часть общества улицы. Общество улицы представляет собой часть общества квартала. Это последнее общество представляет собой часть городского общества. Общества кварталов и общества селений принадлежат городу, но разница между ними в том, что кварталы являются частью города, в то время как селения служат городу. Особый интерес представляет выработанная аль-Фараби классификация городов. Городское общество представляет собой часть какого-то народа. Народ делится по городам. Абсолютно полное человеческое общество подразделяется на народы. Один народ отличается от другого тремя естественными вещами: естественным нравом, естественными чертам характера и третьей, основанной на характере людей, которая также имеет какое-то касательство к естественным вещам. Это - язык, то есть речь, являющаяся средством выражения мысли. Народы подразделяются на большие и малые.
Каждому жителю добродетельного города надлежит знать первые начала существующих вещей, их иерархические ступени, счастье, первое руководство добродетельным городом, ступени этого руководства, затем похвальные дела, которые ведут к достижению счастья. Нельзя ограничиваться только тем, чтобы знать эти дела, без применения действия, но необходимо и направлять жителей города к свершению их.
"Добровольные действия, помогающие достижению Счастья - это прекрасные действия. Нравы и привычки, которые производят их - это добродетели. Действия, которые мешают достижению Счастья, являются плохими или уродливыми действиями. Нравы и привычки, откуда эти действия исходят - это недостатки, пороки и низости", - пишет аль-Фараби.