1954

«Всякий индивид пьет, спит, ест,

рассуждает, и общество очень заинтересовано в том,

 чтобы все эти функции выполнялись регулярно».

Эмиль Дюркгейм.

 

«Социология, ее предмет, метод, предназначение»

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – представитель французской школы социологии, сторонник классического позитивизма.  На социологические взгляды Дюркгейма повлияли Р. Декарт, Ш. Монтескье, И. Кант, О. Конт,  Г.Спенсер, и др.  

Э. Дюркгейм одним из первых не только теоретически обосновал предмет изучения социологии как науки, но и разработал методологию социологических исследований. Он определил социологизм в качестве ведущего научного метода познания, разработал концепции механической и органической солидарности, заложил основы социологии религии, провел анализ причин возникновения  самоубийства. Социум трактовался Дюркгеймом как относительно целостная система  социальных фактов, состоящих между собой во множественных отношениях. Общество функционирует посредством развития коллективного сознания, коллективных представлений.

Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками.  Он стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»). Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках. Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального. Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии. Аномия - отсутствие закона, организации, норм поведения. Э. Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм.

Научное творчество Дюркгейма и сегодня сохраняет свою актуальность и продолжает вызывать интерес исследователей. Настоящее издание можно рассматривать как скромный вклад в изучение этого творчества, чрезвычайно актуального для социальной науки и общества.

Книга в ее настоящем виде состоит из трех частей. Первую, как и в первоначальном издании, составил один из шедевров мировой социологической классики, манифест дюркгеймовской социологии, книга «Метод социологии» (в оригинале — «Правила социологического метода»), впервые опубликованная в 1895 г. Вторую часть составляет отмеченный сборник «Социология и философия». Третья часть включает опубликованные в предыдущих изданиях книги статьи, не вошедшие в названный сборник. Кроме того, в книгу вошли вступительная статья «Социология Эмиля Дюркгейма» и примечания, в том числе и к вновь публикуемым текстам.