05.05.2020
365
Интернет публикация "xs.uz".
Автор статьи: Борий АЛИХАНОВ,
заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса,
руководитель фракции Экологической партии
Широкие полномочия, которыми она наделяется, свидетельствуют о неизменности курса руководства страны по налаживанию системного и эффективного диалога граждан и институтов гражданского общества с властью, активизации их участия в управлении государственными и общественными делами.
В республике накоплен определенный опыт изучения общественного мнения, сотрудничества институтов гражданского общества с государственными органами, их вклада в социально-экономическое развитие страны: деятельность «Ижтимоий фикр», Центра развития гражданского общества, НАННОУз, Экодвижения Узбеки¬стана, движения «Юксалиш» и других. Выработаны некоторые механизмы социального партнерства и общественного контроля за деятельностью государственных органов. Создана правовая база по их развитию. Но работа большинства институтов гражданского общества перестала соответствовать ритму времени, требованиям осуществляемых реформ в сфере государственного и общественного строительства.
Изучение отечественного и зарубежного опыта показывает, что назрела необходимость изменения самого подхода к формированию общественных структур, принципиального реформирования системы общественного участия в делах государства и общества. Нужен новый подход к обеспечению непосредственного участия представителей широкой общественности в управлении делами государства.
Наделение Общественной палаты такими полномочиями, как внесение предложений Президенту страны, в палаты Олий Мажлиса о разработке соответствующих нормативно-правовых актов на основе системного изучения мнения населения, дает возможность представителям гражданского общества страны непосредственно участвовать в законотворчестве и осуществлении социальной политики страны. Такие возможности структурам гражданского общества ранее не представлялись. Это может позволить себе только сильное государство, уверенное в правильности своей социальной политики.
Создание Общественной палаты при Президенте и региональных общественных палат станет новой формой института «народной дипломатии», настоящей школой управления делами государства для целого поколения гражданских активистов.
Подготовка ежегодных национальных докладов о состоянии и тенденциях развития гражданского общества, а также регулярное внесение Президенту, в палаты Олий Мажлиса информации о достигнутых показателях и имеющихся проблемах в реализации реформ и государственных программ на местах и в отраслях, предложений по принятию дополнительных мер по их качественному выполнению дают Общественной палате рычаги влияния на ход преобразования в стране.
Введение практики ежеквартального рассмотрения в палатах Олий Мажлиса, Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и Ташкента, районов (городов) результатов изучений и анализа актуальных для общественности вопросов, проведенных Общественной палатой и региональными общественными палатами, устанавливает новый регламент реагирования представительных органов государственной власти на запросы общественности.
Теперь общественность в лице Общественной палаты имеет полномочного представителя, через которого может выступить с предложениями о внесении изменений и поправок не только в проекты нормативно-правовых актов, но и в Основной закон страны. Введение системы запросов Общественной палаты с требованием предоставления от государственных органов обоснованных разъяснений либо изложения своей точки зрения по реализации законов, государственных программ по сферам дает дополнительный рычаг воздействия на должностных лиц.
Все это свидетельствует о том, что в нашей стране создается уникальный инструмент участия гражданского общества в управлении государством.П