499

1 сентября народ Узбекистана отметит национальный праздник - День Независимости. Обретение суверенитета и государственности в корне изменило жизнь и сознание граждан, стало основополагающим фактором на пути независимого развития и прогресса. Сегодня наша страна вступила на новый этап политических, экономических, социальных реформ, инициатором и духовным вдохновителем которых стал Президент Шавкат Мирзиёев.

В интервью, опубликованном в газете «Янги Узбекистон», лидер страны особо подчеркнул: «Новый Узбекистан - это государство, главной целью которого является обеспечение свободной, бла­гоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нор­мами в области демократии, прав и сво­бод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международ­ным сообществом».

Мы являемся очевидцами и актив­ными участниками широкомасштабных изменений, которые охватывают все сферы государственной и общественной жизни. Последовательно реализуется Стратегия действий по пяти приоритет­ным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, цели которой - углубление демократических реформ, обеспечение мира, стабильно­сти, укрепление экономической мощи страны и создание достойных условий жизни народа.

Отвечая вызовам современности, в условиях глобализирующегося и конку­рирующего мира процессы реформиро­вания носят долгосрочный характер и нацелены на обеспечение модернизации и обновления Узбекистана на основе повсеместного внедрения демократиче­ских и рыночных методов управления, а также передовых достижений науки и высоких технологий.

Высшей целью развития узбекистан­ского общества руководство страны определило повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина, обеспечение безопасности и социальной справедливости, создание условий для воспитания гармонично развитой и соци­ально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народа Узбекистана, сохраняемых исторических и национально-культурных традиций.

На современном этапе развития госу­дарства и общества особую актуальность приобретает проведение социологиче­ских исследований, опросов, направ­ленных на выявление общественного мнения и отношения граждан к происхо­дящим преобразованиям и изменениям, оценки населением принимаемых руко­водством страны решений.

Накануне празднования 30-летия Независимости Республики Узбекистан РЦИОМ «Ижтимоий фикр» провел комплексное социологическое исследование, в котором выявлено мнение узбекистан­цев о важнейших достижениях периода суверенитета, о процессах обновления и реформирования страны, осущест­вляемых под руководством Президента Шавката Мирзиёева и направленных на обеспечение верховенства закона и надежную защиту прав и свобод граж­дан, повышение качества и эффективно­сти системы государственного и обще­ственного управления, либерализацию и развитие экономики, комплексное соци­ально-экономическое развитие регионов и повышение благосостояния граждан.

Анализ результатов опроса свидетель­ствует о том, что происходящие в стране преобразования в политической и соци­ально-экономической сфере, стремление страны к интеграции с международ­ным сообществом в области экономиче­ского и гуманитарного сотрудничества и безопасности вселяют оптимизм и уверенность узбекистанцев в будущем республики как сильного, динамично развивающегося, конкурентоспособного, имеющего международный авторитет и огромный потенциал государства.

Респонденты отмечают: принятые системные и комплексные реформы способствуют динамичному развитию страны во всех направлениях - от созда­ния высокотехнологичных предприятий до реставрации исторических памятни­ков архитектуры, что является нагляд­ным признаком обновления и развития государства.

Участники опроса, высказывая точку зрения о происходящем систем­ном обновлении во всех сферах жизни общества, выделили в первую очередь кардинальные изменения в плане вза­имодействия власти с народом. Насе­ление позитивно оценило инициативу Президента по формированию в стране принципиально новой политической культуры, основанной на открытости, готовности в диалоге с народом обсуж­дать злободневные проблемы, существу­ющие в обществе, и принимать меры по их решению.

Формированию новой политической культуры в стране способствует тот факт, что сегодня к управлению государством приходят в подавляющем большинстве молодые, перспективные, амбициозные технократы. Представители молодого поколения госслужащих активно обща­ются в социальных сетях, не боятся говорить о проблемах, разбираются в напряженных ситуациях на месте, дают интервью и местным, и иностранным СМИ.

Участники опроса считают важным достижением независимости усилия, которые предпринимаются в республике по развитию гражданского обще­ства и гражданской активности населе­ния. Одобрительную оценку населения вызвало создание Виртуальной и Народ­ных приемных Президента Республики Узбекистан, работа которых с обращени­ями граждан позволяет выявить систем­ные ошибки, допущенные властью в ходе проведения реформ, проанализировать эффективность деятельности органов государственной власти и управления, а также способствует повышению ответ­ственности исполнительной власти и должностных лиц перед гражданами.

В последние годы в обществе растет запрос на непосредственное участие в жизни страны. Респонденты констатируют: в настоящее время население реально участвует в процессе принятия решений, обсуждении основных направлений реформ. Рассмотрение важнейших программных документов, законопроектов и законодательных актов происходит в ходе открытого демократического обсуждения в онлайн- и офлайн-форматах при непосредственном участии общественных институтов, экспертов, рядовых граждан, что демонстрирует их активную гражданскую позицию, стремление участвовать в решении важнейших социальных и политических вопросов.

Граждане полагают: дальнейшее уси­ление роли институтов гражданского общества и совершенствование практи­ческих механизмов социального партнерства, обеспечение эффективного конструктивного диалога исполнитель­ной власти с институтами гражданского общества, расширение полномочий ННО в процессе разработки и принятия стра­тегических решений консолидируют усилия государства и общества при выработке долгосрочных приоритетов общественного развития.

Неоспоримым достижением незави­симости, особенно периода 2016-2021 годов, по мнению респондентов, явля­ется отношение в обществе к СМИ. В настоящее время местные и зарубежные журналисты свободно освещают события реальной общественно-политической жизни страны. Для защиты их интересов созданы Агентство информации и массо­вых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Общественный фонд поддержки и разви­тия национальных масс-медиа.

Сегодня в узбекистанских СМИ осве­щаются такие злободневные проблемы, как нарушение прав человека, корруп­ция, халатность чиновников. Свобода СМИ заставляет органы исполнительной власти реагировать на происходящие события, что в конечном итоге делает общество более требовательным.

Реформирование политической системы в стране осуществляется парал­лельно с построением новой модели экономики, базирующейся на реальных рыночных принципах.

Меры, направленные на либерали­зацию и структурные преобразования экономики, большинство граждан оце­нивают как эффективные. Выделяют в качестве основных позитивных реше­ний, повлиявших на социально-экономи­ческое положение страны, следующее: унификацию обменных курсов, обеспе­чение законности валютных операций, реформирование банковского сектора, упрощение системы налогообложения, улучшение деловой среды, ликвида­цию административных барьеров для иностранных инвесторов, развитие инвестиционных программ.

Вполне закономерно, что в результате масштабных экономических реформ Узбекистан уже стал признанным лиде­ром региона по инвестиционной привле­кательности. Его показатели, отражаю­щие объемы иностранных инвестиций и деловой климат в авторитетных мировых рейтингах, существенно улучшаются.

Как показывают исследования, респонденты лично ощущают позитивное влияние социально- экономических реформ на материальное положение своих семей, констатируя: их финансовый достаток возрос или остался на прежнем уровне. Рост доходов узбекистанцев происходит в основном за счет увеличения заработной платы, пенсий и социальных пособий, доходов от предпринимательской, фермерской деятельности. Характерно, что мониторингом общественного мнения выявлена позитивная тенденция роста числа граждан, указавших на улучшение своего материального статуса и жилищно-бытовых условий жизни за последний год.

Постоянное регулирование социаль­ной политики - важный аспект этапа формирования демократического пра­вового государства, поскольку конечная цель социальных реформ - рост благосо­стояния населения. Поэтому дальнейшее повышение уровня жизни людей - при­оритет в ходе осуществляемых в стране структурных преобразований.

Каждый второй респондент позитивно оценивает принятие мер по совершен­ствованию системы социальной защиты населения, которая ведется по следую­щим направлениям: оказание материаль­ной и финансовой помощи многодетным семьям, малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения, в том числе лицам с инвалидностью; обеспечение граждан доступным жильем; улучшение снабжения питьевой водой; строитель­ство и ремонт систем водоснабжения, ремонт дорог, электросетей и газопро­водов; реконструкция и ремонт детских садов, школ, медицинских, спортивных, культурных учреждений.

Безусловно, негативно на макроэконо­мических показателях страны и доходах населения сказался пандемийный 2020 год, когда государство было вынуждено ввести карантинные меры по рекоменда­ции ВОЗ для противодействия распро­странению COVID-19.

Руководство страны своевременно приняло оперативные меры для мини­мизации последствий, вызванных введе­нием карантина. Так, уже 19 марта 2020 года вышел Указ Президента «О первоочередных мерах по смягчению негатив­ного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений», направленный на поддержание макроэкономической ста­бильности, действенной социальной под­держки населения в период противодей­ствия распространению коронавирусной инфекции, недопущение резкого сниже­ния доходов населения страны.

 

Респонденты обращают внимание на то, что с 2021 года в законодательстве Узбекистана появились понятия «про­житочный минимум» и «минимальная потребительская корзина», что предусмотрено Указом Президента «О мерах по кардинальному обновлению госу­дарственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности» от 26 марта 2020 года. Также осуществлен предварительный расчет минималь­ных потребительских расходов (МПР) в Узбекистане, которые будут использо­ваться для определения черты бедности.

По мнению респондентов, бедная часть населения не способствует разви­тию общества, поскольку не может вос­пользоваться преимуществами быстрого экономического роста, характерного для страны, из-за ограниченного доступа к основным рынкам. Тем не менее, если граждане по основным параметрам попа­дают в группу населения, классифициро­ванную правительством как уязвимую, государство гарантирует им бесплатное среднее образование, базовый пакет медицинских услуг, специализирован­ную помощь, пособия для малоимущих семей.

В данном контексте такой вопрос социальной политики, как обеспечение достойных условий жизни для населе­ния, - среди приоритетных.

Характерно, что участники опроса в качестве важного достижения за послед­ние годы, обусловленного социально-экономическим развитием страны, отметили разворачивание масштабного жилищного строительства, благоустрой­ство сельской местности, строительство и реконструкцию дорог, учреждений социального назначения, улучшение условий жизни сельского населения, выделение льготного жилья для малообеспеченных семей.

Приоритетом осуществляемых реформ является обеспечение качествен­ного образования подрастающего поко­ления на всех уровнях, которое служит ресурсом инновационного развития страны, что весьма позитивно восприни­мается нашим обществом.

Реформирование сферы образования в республике происходит непрерывно. С 2021 года максимальный охват высшим образованием будет достигаться не за счет повышения объемов платно- контрактного обучения, а благодаря увеличению бюджетных мест. По предложению Президента в два раза выросли доли государственных грантов на поступление в вузы. Реформа образования сопровождается поэтапным повышением зарплат учителей средних школ и преподавателей вузов. На основе зарубежного опыта совершенствуются стандарты высшего образования, пересматриваются его направления и структура изучаемых дисциплин.

Конечная цель реформ в сфере обра­зования - создание условий, при которых знания и творческий потенциал работни­ков станут базисом эффективной эконо­мики, без чего невозможен технический и экономический прогресс вне зависимо­сти от объемов средств, инвестирован­ных в основное производство.

Избранный страной курс на построение Нового Узбекистана, обеспечение ускоренного развития государства предполагает и осуществление назревших кардинальных перемен в существующей судебно- правовой системе. Необходимость проведения дальнейших реформ в сфере обусловлена, по мнению граждан, прежде всего тем, что судебная власть должна обрести подлинную независимость и соответствовать процессам модернизации и либерализации, происходящим в обществе, а также основным постулатам международного права.

В 2017-2019 годах судебно-правовая система в республике была пересмотрена, проведена масштабная реформа органов внутренних дел, цель которой - обеспечение гарантий защиты прав и свобод граждан, их законных интересов. Осуществляемые судебно-правовые пре­образования опираются на такие консти­туционные принципы, как верховенство закона, приоритет прав и свобод чело­века, равенство граждан перед законом, гуманизм, презумпция невиновности.

В данной структуре появился новый институт - Высший судейский совет Республики Узбекистан, оказывающий содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа незави­симости судебной власти. Укреплены основы конституционного правосудия, что послужило важнейшим средством защиты прав граждан.

Заметно увеличилось количество оправдательных приговоров, принимаются меры, направленные на обеспечение независимости судей и усиление контроля над действиями органов исполнительной власти и правопорядка. Участники опроса считают, что правовая реформа способствовала усилению защиты прав малого бизнеса и частного предпринимательства, расширила полномочия правозащитных организаций, ННО в деятельности по обеспечению прав и законных интересов граждан.

Респонденты полагают, что обнов­ленная судебно-правовая система пре­вратится в мощный инструмент про­тиводействия коррупции в стране, что свидетельствует об одобрении населе­нием искоренения подобных преступле­ний.

Внушительны достижения Узбеки­стана и в области внешнеполитических отношений. По мнению участников опроса, обретение республикой неза­висимости и суверенитета позволило республике успешно интегрироваться в мировое сообщество и установить взаи­мовыгодное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Обращается внимание и на регио­нальную взаимосвязанность государств Центральной и Южной Азии по истори­ческим, научным, литературным, рели­гиозным, цивилизационным критериям.

Для современной внешнеполитиче­ской стратегии Узбекистана характерны прагматизм и проведение глубоко про­думанной внешней политики. Важным принципом современной внешнеполи­тической стратегии становится экономи­зация международного сотрудничества страны, то есть усиление экономических компонентов во внешних отношениях в целях обеспечения полноценной инте­грации в структуру мирохозяй­ственных связей.

Рациональный интерес у респондентов вызывает актив­ное взаимодействие Узбеки­стана с международными поли­тическими и экономическими структурами, поскольку расши­рение такого сотрудничества на недискриминационной основе стало одной из основных черт новой внешней политики страны с началом оче­редного этапа реформ.

Узбекистан придает особое значение разви­тию активного сотруд­ничества с меж­дународными организаци­ями: ООН и ее институтами, ШОС, ОБСЕ, ОИС, Тюркским советом и другими.

Осуществляемые в республике пре­образования способствуют наращива­нию экспортного потенциала, в связи с чем Узбекистан заинтересован в более широком выводе своих товаров на меж­дународные рынки. Именно поэтому в 2021 году возобновлена деятельность по вступлению страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Страте­гическая цель Узбекистана - получение и использование преимуществ, которые дает членство в ВТО. Однако принятие обязательств в рамках этой организа­ции, по мнению большинства респон­дентов, должно происходить с учетом необходимости защиты национальных интересов.

Отмечается прямая взаимосвязь между новой внешней политикой и развитием туризма в Узбекистане. Как известно, туризм является одним из ведущих секторов мировой экономики. В нашей стране сегодня уделяется особое внимание модернизации туристической индустрии, разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы для устойчивого развития отрасли, организации обслуживания зарубежных гостей в соответствии с международными стандартами.

По оценкам респондентов, важнейшие достижения независимости - создание базиса для сохранения межнациональ­ного и межконфессионального согласия в стране, осуществление глубоко про­думанной национальной политики в соответствии с положениями Стратегии действий по пяти приоритетным направ­лениям развития Республики Узбеки­стан в 2017-2021 годах, направленной на упрочение общегражданского и межна­ционального единства узбекистанцев, сохранение этнокультурной индивиду­альности народов Узбекистана, обеспе­чение конституционных прав и свобод граждан, гармонизацию общественных и государственных интересов.

Граждане Узбекистана дали поло­жительную оценку мерам по поддер­жанию согласия и спокойствия, обще­гражданского и межнационального единства в республике, отмечая, что это стало этической нормой, неотъемлемой частью общей культуры страны. Госу­дарственная политика в области меж­национальных отношений, по мнению респондентов, является эффективной, способствующей интеграции представи­телей различных этносов в многонацио­нальное и многоконфессиональное обще­ство, предотвращающее возникновение конфликтов на национальной почве.

Проведенные центром опросы сви­детельствуют: проводимая под руко­водством Президента страны политика, направленная на социальную и эконо­мическую модернизацию государства, воспринимается гражданами республики как свидетельство перехода курса от национального возрождения к национальному прогрессу, становлению Нового Узбекистана.

Идеи создания фундамента Третьего Ренессанса и Нового Узбекистана близки и понятны каждому узбекистанцу, они сплотили общество, весь народ для реше­ния главных задач. Это рост и развитие страны во всех сферах, построение новой жизни и вхождение республики в число развитых государств мира, преодоление социального неравенства, борьба с бед­ностью и повышение благосостояния народа.

Полученные данные социологических опросов позволяют говорить об устой­чивой в общественном сознании оценке Дня Независимости Республики Узбекистан как патриотического праздника. По мнению респондентов, эта знаме­нательная дата - символ проявления любви к Родине, демонстрация много­национального единства узбекистанцев, национальной гордости за то, что с каж­дым годом страна делает успехи на пути своего развития, становясь серьезным игроком на международной арене.

В целом проводимые опросы пока­зывают: осуществляемые под руковод­ством Президента страны политические, экономические, социальные реформы, в центре внимания которых решение акту­альных проблем, затрагивающих инте­ресы каждого гражданина, все более укрепляют веру узбекистанцев в то, что республика достигнет высоких результа­тов на пути демократического развития, обеспечения мира, стабильности, укре­пления экономики и создания достойных условий жизни для граждан.

Полученные результаты - показа­тель всесторонней поддержки народом Узбекистана государственной поли­тики лидера страны и того, что выбран­ная стратегия развития полностью себя оправдывает и является прочным фунда­ментом для достижения новых успехов и высоких рубежей.

Нигина Рахимова.
Директор Республиканского центра изучения
общественного мнения «Ижтимоий фикр».

СКАЧАТЬ ГАЗЕТУ