27.05.2022
638
Контент-анализ публикаций электронных СМИ Узбекистана на тему:
«МОЛОДЕЖЬ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА»
Республиканским Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» на постоянной основе проводится мониторинг электронных средств массовой информации страны.
В рамках реализации положений Указа Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы», Государственной программы «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» проведено контент-аналитическое исследование на тему: «Молодежь в зеркале интернет-пространства».
В выборку вошли популярные среди пользователей интернет-издания Национального домена. Ключевым критерием отбора стали популярность и авторитетность ресурсов, а также способность воздействовать на молодежную аудиторию, формировать общественное мнение. Период исследования с 1 января по 1 марта 2022 года.
Рис. 1 Соотношение долей информационных материалов по источникам
Как видно из рисунка 1 за отчетный период среди выбранных интернет-изданий наибольшее количество информационных материалов по молодежной тематике были опубликовано такими изданиями как: Yuz.uz (26,6%), Uza.uz (19,2%), XS.uz - (18,2%), тем самым составив 60,9% от общего объема отобранных публикаций и 73,9% от общего количества просмотров в совокупности (312 статей).
Анализ содержания публикаций выявил, что 225 статей от общего количества материала являются информационного характера и 87 статей - аналитического. Данные показывают, что на момент исследования, выбранные материалы (312 статей) успели просмотреть более одного миллиона пользователей (1001720 просмотров) (см. рис. 2).
Рис.2 Количество информационных материалов по молодёжной тематике, характер публикаций и общее количество просмотров
Информационные материалы сгруппированы по 10 сферам: «Здоровье», «Культура», «Наука», «Общество», «Политика», «Право», «Религия», «Спорт», «Технологии» и «Экономика». (См. рис. 3).
Рис. 3 Соотношение долей публикаций по сферам в % от общего объема
Выборка и анализ публикаций систематизировался по 11 актуальным направлениям составленного на основе ключевых слов и предложений классификатора.
Рис. 4 Общее количество публикаций на веб-сайтах по направлениям классификатора, в %
В отчетный период наибольшее количество информационных материалов по молодежной тематике было опубликовано в сферах: общество (43,4% статей), образование и наука (35,1%), политика (12,3%) и спорт (9,4%). (См. рис.5)
Рис. 5 Наибольшее количество публикаций по сферам исследования
Рис. 6 Соотношение отобранных публикаций по направлениям классификатора относительно сфер
Из проведенного контент-анализа веб-сайтов по теме исследования следуют выводы:
В целом контент-аналитическое исследование: «Молодежь в зеркале интернет-пространства» показывает, что значительный массив информационных материалов СМИ в отчетный период освещают ключевые события в жизни узбекистанской молодежи.
В рамках изучения медиа-базы электронных СМИ контент-анализ показал, что в стране ведется комплексная системная законотворческая деятельность, направленная на широкое вовлечение молодого поколения к реализации социально-политических, культурных и научно-образовательных реалий.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что при контент-анализе выбранных интернет-изданий на заданный период было опубликовано 312 статей, 225 информационного и 87 аналитического характера.
Согласно проведенным подсчетам, 90,4% публикаций от общего массива были отнесены к материалам с позитивной тональностью. В отчетный период доля материалов содержащих негативные факты и события составила 9,6%.
В отчетный период информационные материалы в СМИ, посвященные вопросам образования молодёжи и молодым учёным, преимущественно остаются за аналогичным направлением классификатора - «Молодежь, наука и образование» (42%). Оставшиеся незначительные доли публикаций приходятся за направлениями классификатора: «Здоровье, молодежь и спорт» (13,8%), «Молодежь, политика и государственные органы» (12,5%) и «Социальная поддержка молодежи» (8,3%).(См. рис.4)
Сравнительный анализ информационных материалов по молодежной тематике в сферах с наибольшим количеством публикаций на период исследования относительно направлений классификатора показал, что в сфере «Общество» наибольшее количество статей приходится на следующие направления классификатора: «Молодежь наука и образование» (30,3%); «Социальная поддержка молодежи» (19,3%); «Молодежь, политика и государственные органы» (15,6%).
Следующей по количеству публикаций выступает «Образование и наука», значительная доля публикаций приходиться на направление, связанное с образованием и перспективами научной деятельностью молодых людей «Молодежь наука и образование» (95,5%).
Хотя и основной массив публикаций в сфере «Политика» приходится на направление классификатора, связанное с политикой и государственными органами (64,5%), объем статей по направлению «Молодежь наука и образование», также демонстрируют значительные показатели (19,4%).
Доля публикаций направления «Здоровье молодежи и спорт» в сфере «Спорт» составила (91,4%), публикации данной сферы также распределились между направлениями «Молодежь наука и образование» и «Права и свободы молодежи» (по 4,3%). (См. рис. 6)
Следует отметить, что общей объем просмотров опубликованных информационных материалов по теме исследования на момент подсчета превышал отметку в 1 млн. ед.
Проведенный за период исследования контент-анализ СМИ позволяет обозначить определенные позитивные и уязвимые аспекты в сфере информационного освещения актуальных вопросов молодежи и молодежной политики в СМИ:
-
высокий интерес СМИ к молодежной проблематике;
-
основная доля публикаций - информационные материалами, пропагандирующие толерантность, гражданственность, чувство патриотизма, здоровый образ жизни, популяризация отечественного спорта и стремление к успеху молодежи в сфере образовании и науке.