25.08.2021
558
1 сентября народ Узбекистана отметит национальный праздник - День Независимости. Обретение суверенитета и государственности в корне изменило жизнь и сознание граждан, стало основополагающим фактором на пути независимого развития и прогресса. Сегодня наша страна вступила на новый этап политических, экономических, социальных реформ, инициатором и духовным вдохновителем которых стал Президент Шавкат Мирзиёев.
В интервью, опубликованном в газете «Янги Узбекистон», лидер страны особо подчеркнул: «Новый Узбекистан - это государство, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом».
Мы являемся очевидцами и активными участниками широкомасштабных изменений, которые охватывают все сферы государственной и общественной жизни. Последовательно реализуется Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, цели которой - углубление демократических реформ, обеспечение мира, стабильности, укрепление экономической мощи страны и создание достойных условий жизни народа.
Отвечая вызовам современности, в условиях глобализирующегося и конкурирующего мира процессы реформирования носят долгосрочный характер и нацелены на обеспечение модернизации и обновления Узбекистана на основе повсеместного внедрения демократических и рыночных методов управления, а также передовых достижений науки и высоких технологий.
Высшей целью развития узбекистанского общества руководство страны определило повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина, обеспечение безопасности и социальной справедливости, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народа Узбекистана, сохраняемых исторических и национально-культурных традиций.
На современном этапе развития государства и общества особую актуальность приобретает проведение социологических исследований, опросов, направленных на выявление общественного мнения и отношения граждан к происходящим преобразованиям и изменениям, оценки населением принимаемых руководством страны решений.
Накануне празднования 30-летия Независимости Республики Узбекистан РЦИОМ «Ижтимоий фикр» провел комплексное социологическое исследование, в котором выявлено мнение узбекистанцев о важнейших достижениях периода суверенитета, о процессах обновления и реформирования страны, осуществляемых под руководством Президента Шавката Мирзиёева и направленных на обеспечение верховенства закона и надежную защиту прав и свобод граждан, повышение качества и эффективности системы государственного и общественного управления, либерализацию и развитие экономики, комплексное социально-экономическое развитие регионов и повышение благосостояния граждан.
Анализ результатов опроса свидетельствует о том, что происходящие в стране преобразования в политической и социально-экономической сфере, стремление страны к интеграции с международным сообществом в области экономического и гуманитарного сотрудничества и безопасности вселяют оптимизм и уверенность узбекистанцев в будущем республики как сильного, динамично развивающегося, конкурентоспособного, имеющего международный авторитет и огромный потенциал государства.
Респонденты отмечают: принятые системные и комплексные реформы способствуют динамичному развитию страны во всех направлениях - от создания высокотехнологичных предприятий до реставрации исторических памятников архитектуры, что является наглядным признаком обновления и развития государства.
Участники опроса, высказывая точку зрения о происходящем системном обновлении во всех сферах жизни общества, выделили в первую очередь кардинальные изменения в плане взаимодействия власти с народом. Население позитивно оценило инициативу Президента по формированию в стране принципиально новой политической культуры, основанной на открытости, готовности в диалоге с народом обсуждать злободневные проблемы, существующие в обществе, и принимать меры по их решению.
Формированию новой политической культуры в стране способствует тот факт, что сегодня к управлению государством приходят в подавляющем большинстве молодые, перспективные, амбициозные технократы. Представители молодого поколения госслужащих активно общаются в социальных сетях, не боятся говорить о проблемах, разбираются в напряженных ситуациях на месте, дают интервью и местным, и иностранным СМИ.
Участники опроса считают важным достижением независимости усилия, которые предпринимаются в республике по развитию гражданского общества и гражданской активности населения. Одобрительную оценку населения вызвало создание Виртуальной и Народных приемных Президента Республики Узбекистан, работа которых с обращениями граждан позволяет выявить системные ошибки, допущенные властью в ходе проведения реформ, проанализировать эффективность деятельности органов государственной власти и управления, а также способствует повышению ответственности исполнительной власти и должностных лиц перед гражданами.
В последние годы в обществе растет запрос на непосредственное участие в жизни страны. Респонденты констатируют: в настоящее время население реально участвует в процессе принятия решений, обсуждении основных направлений реформ. Рассмотрение важнейших программных документов, законопроектов и законодательных актов происходит в ходе открытого демократического обсуждения в онлайн- и офлайн-форматах при непосредственном участии общественных институтов, экспертов, рядовых граждан, что демонстрирует их активную гражданскую позицию, стремление участвовать в решении важнейших социальных и политических вопросов.
Граждане полагают: дальнейшее усиление роли институтов гражданского общества и совершенствование практических механизмов социального партнерства, обеспечение эффективного конструктивного диалога исполнительной власти с институтами гражданского общества, расширение полномочий ННО в процессе разработки и принятия стратегических решений консолидируют усилия государства и общества при выработке долгосрочных приоритетов общественного развития.
Неоспоримым достижением независимости, особенно периода 2016-2021 годов, по мнению респондентов, является отношение в обществе к СМИ. В настоящее время местные и зарубежные журналисты свободно освещают события реальной общественно-политической жизни страны. Для защиты их интересов созданы Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Общественный фонд поддержки и развития национальных масс-медиа.
Сегодня в узбекистанских СМИ освещаются такие злободневные проблемы, как нарушение прав человека, коррупция, халатность чиновников. Свобода СМИ заставляет органы исполнительной власти реагировать на происходящие события, что в конечном итоге делает общество более требовательным.
Реформирование политической системы в стране осуществляется параллельно с построением новой модели экономики, базирующейся на реальных рыночных принципах.
Меры, направленные на либерализацию и структурные преобразования экономики, большинство граждан оценивают как эффективные. Выделяют в качестве основных позитивных решений, повлиявших на социально-экономическое положение страны, следующее: унификацию обменных курсов, обеспечение законности валютных операций, реформирование банковского сектора, упрощение системы налогообложения, улучшение деловой среды, ликвидацию административных барьеров для иностранных инвесторов, развитие инвестиционных программ.
Вполне закономерно, что в результате масштабных экономических реформ Узбекистан уже стал признанным лидером региона по инвестиционной привлекательности. Его показатели, отражающие объемы иностранных инвестиций и деловой климат в авторитетных мировых рейтингах, существенно улучшаются.
Как показывают исследования, респонденты лично ощущают позитивное влияние социально- экономических реформ на материальное положение своих семей, констатируя: их финансовый достаток возрос или остался на прежнем уровне. Рост доходов узбекистанцев происходит в основном за счет увеличения заработной платы, пенсий и социальных пособий, доходов от предпринимательской, фермерской деятельности. Характерно, что мониторингом общественного мнения выявлена позитивная тенденция роста числа граждан, указавших на улучшение своего материального статуса и жилищно-бытовых условий жизни за последний год.
Постоянное регулирование социальной политики - важный аспект этапа формирования демократического правового государства, поскольку конечная цель социальных реформ - рост благосостояния населения. Поэтому дальнейшее повышение уровня жизни людей - приоритет в ходе осуществляемых в стране структурных преобразований.
Каждый второй респондент позитивно оценивает принятие мер по совершенствованию системы социальной защиты населения, которая ведется по следующим направлениям: оказание материальной и финансовой помощи многодетным семьям, малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения, в том числе лицам с инвалидностью; обеспечение граждан доступным жильем; улучшение снабжения питьевой водой; строительство и ремонт систем водоснабжения, ремонт дорог, электросетей и газопроводов; реконструкция и ремонт детских садов, школ, медицинских, спортивных, культурных учреждений.
Безусловно, негативно на макроэкономических показателях страны и доходах населения сказался пандемийный 2020 год, когда государство было вынуждено ввести карантинные меры по рекомендации ВОЗ для противодействия распространению COVID-19.
Руководство страны своевременно приняло оперативные меры для минимизации последствий, вызванных введением карантина. Так, уже 19 марта 2020 года вышел Указ Президента «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений», направленный на поддержание макроэкономической стабильности, действенной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции, недопущение резкого снижения доходов населения страны.
Респонденты обращают внимание на то, что с 2021 года в законодательстве Узбекистана появились понятия «прожиточный минимум» и «минимальная потребительская корзина», что предусмотрено Указом Президента «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности» от 26 марта 2020 года. Также осуществлен предварительный расчет минимальных потребительских расходов (МПР) в Узбекистане, которые будут использоваться для определения черты бедности.
По мнению респондентов, бедная часть населения не способствует развитию общества, поскольку не может воспользоваться преимуществами быстрого экономического роста, характерного для страны, из-за ограниченного доступа к основным рынкам. Тем не менее, если граждане по основным параметрам попадают в группу населения, классифицированную правительством как уязвимую, государство гарантирует им бесплатное среднее образование, базовый пакет медицинских услуг, специализированную помощь, пособия для малоимущих семей.
В данном контексте такой вопрос социальной политики, как обеспечение достойных условий жизни для населения, - среди приоритетных.
Характерно, что участники опроса в качестве важного достижения за последние годы, обусловленного социально-экономическим развитием страны, отметили разворачивание масштабного жилищного строительства, благоустройство сельской местности, строительство и реконструкцию дорог, учреждений социального назначения, улучшение условий жизни сельского населения, выделение льготного жилья для малообеспеченных семей.
Приоритетом осуществляемых реформ является обеспечение качественного образования подрастающего поколения на всех уровнях, которое служит ресурсом инновационного развития страны, что весьма позитивно воспринимается нашим обществом.
Реформирование сферы образования в республике происходит непрерывно. С 2021 года максимальный охват высшим образованием будет достигаться не за счет повышения объемов платно- контрактного обучения, а благодаря увеличению бюджетных мест. По предложению Президента в два раза выросли доли государственных грантов на поступление в вузы. Реформа образования сопровождается поэтапным повышением зарплат учителей средних школ и преподавателей вузов. На основе зарубежного опыта совершенствуются стандарты высшего образования, пересматриваются его направления и структура изучаемых дисциплин.
Конечная цель реформ в сфере образования - создание условий, при которых знания и творческий потенциал работников станут базисом эффективной экономики, без чего невозможен технический и экономический прогресс вне зависимости от объемов средств, инвестированных в основное производство.
Избранный страной курс на построение Нового Узбекистана, обеспечение ускоренного развития государства предполагает и осуществление назревших кардинальных перемен в существующей судебно- правовой системе. Необходимость проведения дальнейших реформ в сфере обусловлена, по мнению граждан, прежде всего тем, что судебная власть должна обрести подлинную независимость и соответствовать процессам модернизации и либерализации, происходящим в обществе, а также основным постулатам международного права.
В 2017-2019 годах судебно-правовая система в республике была пересмотрена, проведена масштабная реформа органов внутренних дел, цель которой - обеспечение гарантий защиты прав и свобод граждан, их законных интересов. Осуществляемые судебно-правовые преобразования опираются на такие конституционные принципы, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, равенство граждан перед законом, гуманизм, презумпция невиновности.
В данной структуре появился новый институт - Высший судейский совет Республики Узбекистан, оказывающий содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. Укреплены основы конституционного правосудия, что послужило важнейшим средством защиты прав граждан.
Заметно увеличилось количество оправдательных приговоров, принимаются меры, направленные на обеспечение независимости судей и усиление контроля над действиями органов исполнительной власти и правопорядка. Участники опроса считают, что правовая реформа способствовала усилению защиты прав малого бизнеса и частного предпринимательства, расширила полномочия правозащитных организаций, ННО в деятельности по обеспечению прав и законных интересов граждан.
Респонденты полагают, что обновленная судебно-правовая система превратится в мощный инструмент противодействия коррупции в стране, что свидетельствует об одобрении населением искоренения подобных преступлений.
Внушительны достижения Узбекистана и в области внешнеполитических отношений. По мнению участников опроса, обретение республикой независимости и суверенитета позволило республике успешно интегрироваться в мировое сообщество и установить взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Обращается внимание и на региональную взаимосвязанность государств Центральной и Южной Азии по историческим, научным, литературным, религиозным, цивилизационным критериям.
Для современной внешнеполитической стратегии Узбекистана характерны прагматизм и проведение глубоко продуманной внешней политики. Важным принципом современной внешнеполитической стратегии становится экономизация международного сотрудничества страны, то есть усиление экономических компонентов во внешних отношениях в целях обеспечения полноценной интеграции в структуру мирохозяйственных связей.
Рациональный интерес у респондентов вызывает активное взаимодействие Узбекистана с международными политическими и экономическими структурами, поскольку расширение такого сотрудничества на недискриминационной основе стало одной из основных черт новой внешней политики страны с началом очередного этапа реформ.
Узбекистан придает особое значение развитию активного сотрудничества с международными организациями: ООН и ее институтами, ШОС, ОБСЕ, ОИС, Тюркским советом и другими.
Осуществляемые в республике преобразования способствуют наращиванию экспортного потенциала, в связи с чем Узбекистан заинтересован в более широком выводе своих товаров на международные рынки. Именно поэтому в 2021 году возобновлена деятельность по вступлению страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Стратегическая цель Узбекистана - получение и использование преимуществ, которые дает членство в ВТО. Однако принятие обязательств в рамках этой организации, по мнению большинства респондентов, должно происходить с учетом необходимости защиты национальных интересов.
Отмечается прямая взаимосвязь между новой внешней политикой и развитием туризма в Узбекистане. Как известно, туризм является одним из ведущих секторов мировой экономики. В нашей стране сегодня уделяется особое внимание модернизации туристической индустрии, разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы для устойчивого развития отрасли, организации обслуживания зарубежных гостей в соответствии с международными стандартами.
По оценкам респондентов, важнейшие достижения независимости - создание базиса для сохранения межнационального и межконфессионального согласия в стране, осуществление глубоко продуманной национальной политики в соответствии с положениями Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, направленной на упрочение общегражданского и межнационального единства узбекистанцев, сохранение этнокультурной индивидуальности народов Узбекистана, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, гармонизацию общественных и государственных интересов.
Граждане Узбекистана дали положительную оценку мерам по поддержанию согласия и спокойствия, общегражданского и межнационального единства в республике, отмечая, что это стало этической нормой, неотъемлемой частью общей культуры страны. Государственная политика в области межнациональных отношений, по мнению респондентов, является эффективной, способствующей интеграции представителей различных этносов в многонациональное и многоконфессиональное общество, предотвращающее возникновение конфликтов на национальной почве.
Проведенные центром опросы свидетельствуют: проводимая под руководством Президента страны политика, направленная на социальную и экономическую модернизацию государства, воспринимается гражданами республики как свидетельство перехода курса от национального возрождения к национальному прогрессу, становлению Нового Узбекистана.
Идеи создания фундамента Третьего Ренессанса и Нового Узбекистана близки и понятны каждому узбекистанцу, они сплотили общество, весь народ для решения главных задач. Это рост и развитие страны во всех сферах, построение новой жизни и вхождение республики в число развитых государств мира, преодоление социального неравенства, борьба с бедностью и повышение благосостояния народа.
Полученные данные социологических опросов позволяют говорить об устойчивой в общественном сознании оценке Дня Независимости Республики Узбекистан как патриотического праздника. По мнению респондентов, эта знаменательная дата - символ проявления любви к Родине, демонстрация многонационального единства узбекистанцев, национальной гордости за то, что с каждым годом страна делает успехи на пути своего развития, становясь серьезным игроком на международной арене.
В целом проводимые опросы показывают: осуществляемые под руководством Президента страны политические, экономические, социальные реформы, в центре внимания которых решение актуальных проблем, затрагивающих интересы каждого гражданина, все более укрепляют веру узбекистанцев в то, что республика достигнет высоких результатов на пути демократического развития, обеспечения мира, стабильности, укрепления экономики и создания достойных условий жизни для граждан.
Полученные результаты - показатель всесторонней поддержки народом Узбекистана государственной политики лидера страны и того, что выбранная стратегия развития полностью себя оправдывает и является прочным фундаментом для достижения новых успехов и высоких рубежей.
Нигина Рахимова.
Директор Республиканского центра изучения
общественного мнения «Ижтимоий фикр».