09.12.2020
453
Информационно-аналитическая справкапо результатам опроса общественного мнения «МОЛОДЕЖЬ О РАБОТЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ»
Цель исследования: изучить установки молодежи о государственной службе, выявить основные проблемы молодежи в выборе будущего места трудоустройства, изучить предложения молодежи о совершенствовании форм отбора молодых людей на государственную службу.
Общие сведения. Опрос общественного мнения проведен с 21 по 27 ноября 2020 г. Опрошено население в возрасте от 18 до 35 лет во всех регионах страны, из них 56,7% – мужчины и 43,3% – женщины.
Возрастной состав опрошенных: от 18 до 20 лет – 20,2%, от 21 до 25 лет – 19,7%, от 26 до 30 лет – 34,0%, от 31 до 35 лет – 26,1%.
Состав опрошенных по уровню образования: среднее – 29,9%, среднее специальное – 49,0%, высшее – 21,1%.
Состав опрошенных по виду занятости: учатся – 11,7%, имеют постоянную работу – 39,1%, фрилансеры – 2,6%, в декретном отпуске – 1,2%, домохозяйки – 20,9%, временно не трудоустроенные – 24,5%.
Общенациональная репрезентативность опроса на уровне 4% погрешности и 96% надежности была обеспечена путем использования случайной стратифицированной выборки размером в 494 респондента, отобранных среди всех абонентов стационарной
и мобильной телефонной связи страны.
Сбор информации осуществлялся посредством проведения телефонного опроса
по единому стандартизированному количественному вопроснику, подготовленному специалистами Центра.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
Привлечение молодежи на государственную службу является одной из важнейших задач, которая позволяет решать многие проблемы государственных организаций. Выстраивание системы привлечения на регулярной основе молодых специалистов в государственные организации способно решить многие проблемы государственной службы, поднять уровень ее профессионализма и улучшить результаты деятельности. Благодаря найму молодежи можно расширить такие возможности, как внедрение новейших подходов в систему государственного управления, свежий взгляд на профессиональную деятельность, высокая мотивация к изменениям и др. Поэтому необходимость привлечения молодых высококвалифицированных кадров в государственный сектор широко обсуждается как исследователями, так и практиками.
РЦИОМ «Ижтимоий фикр» провел социологическое исследование, целью которого являлось изучение мнений установок молодежи о государственной службе и выявление основных проблем молодежи в выборе будущего места трудоустройства.
В качестве основных задач исследования были определены:
- изучение уровня информированности молодежи о государственной службе;
- изучение и анализ мотиваций поступления на государственную службу молодых специалистов и их заинтересованность в работе в органах государственной власти;
- оценка нацеленности молодежи на трудоустройство в государственной службе.
Как показали результаты исследования, большинство участников опроса (62,8) выразили осведомленность понятия «государственная служба». Стоит отметить, что,
не смотря на то, что в ходе опроса респонденты давали различные понятийные формулировки государственной службе, смысловое значение всё же оставалось единым.
В своих ответах молодежь Узбекистана указывала, что под государственной службой понимается профессиональная деятельность (которая, безусловно, оплачивается) на государственных должностях различного уровня, осуществляемая в интересах всего населения и общества на благо развития государства.
Рис. 1. Скажите, пожалуйста, знаете ли Вы что такое государственная служба?
(в % от числа опрошенных)
Анализ данных показал, что мужчины и женщины в равной степени одинаково понимают, что такое государственная служба: 63,2% мужчин и 62,1% женщин соответственно. При этом была отмечена зависимость возраста респондентов с их осведомленностью о понятии «государственная служба». Если 55% участников опроса в возрасте 18-20 лет понимают значение данного понятия, то с увеличением возраста данный показатель также возрастает, и 67,9% респондентов 31-35 лет отмечают данную позицию.
На момент проведения исследования, на вопрос: «Хотели бы Вы работать
в государственной службе?» - большинство участников опроса дали положительный ответ. Так, 78,3% респондентов выразили желание служить стране на государственной службе. В то же время пятая часть опрошенной молодежи (20,2%) в виду личных мотивов и установок отметила, что не хочет работать на государственной службе и предпочитает другие альтернативные варианты проявления своей профессиональной деятельности.
По итогам опроса было выявлено, какие действия необходимо произвести, чтобы привлечь молодых и перспективных сотрудников на работу в систему государственной службы. По мнению 27,2% опрошенных граждан, для привлечения молодых и перспективных кадров в систему государственной службы необходимо предоставить возможность стажировки и профессионального обучения, что прямым образом будем содействовать социальной мобильности по карьерной лестнице.
22,8% участников опроса считают, что путем обеспечения тесной работы с высшими учебными заведениями по выявлению желающих молодых людей работать в государственной службе, можно привлечь новых перспективных специалистов для работы в госслужбе.
Часть респондентов считает, что искоренение бюрократии и коррупции (19,6%), а также организация открытых конкурсов по найму необходимых кадров (18,6%) будет способствовать тому, что в государственную службу будут привлечены молодые сотрудники с особым творческим и рабочим потенциалом.
Кроме того, как считает другая часть респондентов, для привлечения молодых и перспективных сотрудников на работу в систему государственной службы необходимо наладить тесный контакт и работу с молодежными организациями по выявлению желающих молодых людей (15,7%) работать в данной структуре и создать новые рабочие места в госструктурах на региональном уровне (15,4%).
Таблица 1. Скажите, пожалуйста, что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы привлечь молодых и перспективных сотрудников на работу в систему государственной службы? (в %, респонденты назвали несколько вариантов ответов)
Варианты ответов |
% |
Предоставление возможности стажировки и профессионального обучения |
27,2 |
Обеспечение тесной работы с вузами по выявлению желающих молодых людей работать в государственной службе |
22,8 |
Предоставление заработной платы начинающим молодым кадрам |
20,2 |
Искоренение бюрократии и коррупции |
19,6 |
Организация открытых конкурсов по найму необходимых кадров |
18,6 |
Обеспечение тесной работы с молодежными организациями по выявлению желающих молодых людей работать в государственной службе |
15,7 |
Необходимо создание новых рабочих мест в госструктурах |
15,4 |
Предоставление возможности карьерного роста |
13,8 |
В ходе опроса респондентами были даны предложения по запуску системы работы с выпускниками высших учебных заведений и выявления талантливой молодежи.
Как считает треть опрошенных граждан, для налаживания контактов и запуска системы работы с выпускниками высших учебных заведений и выявления талантливой молодежи необходимо проведение ознакомительных экскурсий на первом этапе, внедрение наставничества в систему высшего образования со стороны государственной службы на втором этапе, стажировка и прохождение практики студентов в государственных органах на третьем этапе.
27,9% участников опроса считают, что именно проведение регулярных интеллектуальных конкурсов по выявлению талантливой молодежи будут способствовать более тесному контакту вузов с госструктурами.
По мнению 14,6% опрошенных, создание новых рабочих мест для выпускников вузов будет способствовать запуску системы взаимодействия образовательных и государственных структур для привлечения новых молодых и перспективных кадров.
Таблица 2. Какие у вас есть предложения по запуску системы работы
с выпускниками высших учебных заведений и выявления талантливой молодежи?
(в % от числа опрошенных)
Варианты ответов |
% |
Проведение ознакомительных экскурсий и стажировок студентов в государственных органах, внедрение наставничества в систему высшего образования со стороны государственной службы |
35,1 |
Проведение регулярных интеллектуальных конкурсов по выявлению талантливой молодежи |
27,9 |
Создание новых рабочих мест для выпускников вузов |
14,6 |
Затрудняюсь ответить |
22,4 |
Стоит отметить тот факт, что свыше половины участников опроса указали, что в их учебном заведении проводились собрания с участием руководителей государственных структур. Треть опрошенных отметила, что таких собраний не было.
Рис. 2. Проводились ли в Вашем учебном заведении собрания с участием руководителей государственных структур? (в % от числа опрошенных)
По итогам опроса был составлен ранжированный ряд личностных и профессиональных характеристик, которыми, по мнению респондентов, должны обладать люди, работающие в системе государственной службы. Каждый второй респондент указал, что специалисты, работающие в государственной службе должны иметь высокий уровень образования, профессионализм и хорошее знание специфики работы в собственной сфере деятельности.
Свыше 40% участников опроса отметили соблюдение профессиональной этики и коммуникабельность у специалистов, занятых в системе государственной службы.
Каждый третий опрошенный гражданин указал на наличие у сотрудников в системе госслужбы таких личностных качеств, как честность и порядочность.
Среди других вариантов ответов были названы также такие, как высокий уровень эмоционального интеллекта, настойчивость и решительность в решении поставленных задач, понимание миссии и четкое следование целям организации, организаторские способности.
Таблица 3. Скажите, пожалуйста, какими личностными и профессиональными качествами должны обладать люди, которые работают в системе государственной службы? (в %, респонденты назвали несколько вариантов ответов)
Варианты ответов |
% |
Высокий уровень образования, профессионализм и хорошее знание специфики работы в конкретной сфере |
51,3 |
Профессиональная этика и коммуникабельность |
41,3 |
Честность и порядочность |
30,1 |
Высокий уровень эмоционального интеллекта |
19,9 |
Настойчивость и решительность в решении поставленных задач |
18,6 |
Понимание миссии и четкое следование целям организации |
15,4 |
Организаторские способности |
15,1 |
Если на момент проведения опроса его участники в своем большинстве (78,3%) изъявляли желание работать в государственной службе, в тоже время на вопрос к участникам исследования, где бы они хотели работать в будущем - половина респондентов ответили о своем желании работать в государственных органах. Треть респондентов предпочли бы открыть свое собственное дело, заниматься предпринимательством и бизнесом. Около 10% молодых граждан отметили, что в будущем хотели бы посвятить свою профессиональную деятельность частной и/или иностранной компании.
Рис. 3. Скажите, пожалуйста, где бы Вы хотели работать в будущем?
(в % от числа опрошенных)
Анализ полученных данных показал значительные различия в предпочтениях респондентов в зависимости от гендерных признаков.
Отмечено, что в структуре государственных органов в будущем предпочитают работать 55,6% молодых женщин и 44,6% молодых людей.
Мужчины в большей степени, чем женщины, настроены на открытие своего бизнеса и заняться предпринимательством: так ответили 39,6% мужчин и 31,3% женщин.
Процент респондентов, которые планируют работать в частной компании, втрое выше среди молодых людей, чем среди женщин и составляет 13,6% и 4,2% соответственно.
Таблица 4. Скажите, пожалуйста, где бы Вы хотели работать в будущем?
(в % от числа опрошенных)
|
В частной компании |
В государственных органах |
Открыть свой бизнес |
Затрудняюсь ответить |
Мужчины |
13,6 |
44,6 |
39,6 |
2,2 |
Женщины |
4,2 |
55,6 |
31,3 |
8,9 |
В ходе исследования у респондентов, которые изъявили желание работать в государственных органах и госструктурах, попросили указать причину их выбора будущей деятельности. Безусловно, абсолютное большинство участников опроса назвали широкие и перспективные возможности, высокий социальный статус и гарантии стабильности обеспечения будущего своего и своей семьи.
Наиболее важной причиной, по которой граждане хотели бы работать в государственных органах, каждый второй респондент считает возможность принимать участие в разработке важных управленческих решений, а также внести свой вклад в развитие страны и общества в целом.
Треть опрошенных граждан считают, что одной из положительных характеристик работы в государственной службе является возможность получения социальных гарантий, таких как социальный пакет, медицинское обслуживание, страхование и т.п.
Четверть участников опроса (25,9%) считает, что данный вид профессиональной деятельности предоставит им возможность принадлежать к категории государственных служащих.
По мнению 22,3% молодых граждан, которые хотели бы работать в государственной службе, основная причина их выбора заключается в широких возможностях социальной мобильности по карьерной лестнице и обеспечение гарантий стабильности в социальном и материальном плане.
17,9% респондентов, из числа указавших на желание работать в государственных органах, основной причиной своего намерения назвали высокий уровень заработной платы и поощрений, что позволит им в полной мере приобрести материальную свободу и стабильность.
Таблица 5. Назовите, пожалуйста, причину, по которой Вы хотели бы работать
в государственной службе? (в %, респонденты назвали несколько вариантов ответов)
Варианты ответов |
% |
Возможность принимать участие в разработке важных управленческих решений, внести свой вклад в развитие страны и общества |
50,5 |
Возможность получить социальные гарантии |
31,5 |
Возможность принадлежать к категории государственных служащих |
25,9 |
Возможность карьерного роста и гарантия стабильности |
22,3 |
Высокий уровень заработной платы и поощрений в государственной службе |
17,9 |
В свою очередь, респонденты, которые не имеют в будущем планов работать в государственных органах, обосновывают свою позицию тем, что данный вид деятельности не позволит им материальной свободы в виду недостаточного уровня заработной платы. Кроме того, по мнению 27,4% опрошенных граждан, работа в государственных организациях представляет собой для них утомительную, однообразную и рутинную работу.
Часть опрошенных граждан считает, что в связи с наличием коррупции и местничества, в государственных органах и организациях отсутствует возможность устройства на работу или продвижения по служебной и карьерной лестнице без социальных связей «нужных» людей.
Каждый десятый опрошенный (11,8%) отметил тот факт, что руководители государственных структур и организаций не проявляют заинтересованности в привлечении молодых профессиональных и перспективных кадров, наставничества и обучения их, передачи молодым специалистам собственного опыта.
Таблица 6. Назовите, пожалуйста, причину, по которой Вы не хотели бы работать
в государственных органах и организациях?
(в %, респонденты назвали несколько вариантов ответов)
Варианты ответов |
% |
Недостаточный уровень заработной платы |
31,9 |
Однообразная и рутинная работа |
27,4 |
Наличие коррупции |
17,8 |
Отсутствие возможности устроиться на работу или повышение должности без связей |
17,7 |
Отсутствие заинтересованности руководителей государственных организаций в привлечении молодых кадров, наставничества |
11,8 |
Занимаюсь предпринимательством |
5,9 |
Заканчивая опрос, его участников спрашивали: «Что, по Вашему мнению, на сегодняшний день является важным для современной молодежи при выборе места работы?».
Как показали результаты опроса, наиболее важным показателем при выборе места работы для современной молодежи Узбекистана является высокий уровень заработной платы: данный показатель составляет 46,2%.
Часть опрошенных указала, что при выборе места работы для молодого поколения страны важно наличие возможности для реализации личностного потенциала и профессионального развития (23,3%), а также возможность карьерного роста и стабильность.
В своих ответах респонденты указывали, что отсутствие бюрократии и коррупции также играет немаловажную роль при выборе места работы.
Кроме того, по мнению опрошенных, интересная и перспективная работа также является одним из факторов, который является важным при выборе места работы для молодых граждан.
Изучая вопрос перспективы сферы деятельности и занятости граждан через 10-15 лет, были получены неоднозначные варианты ответов. Молодые граждане, принявшие участие в опросе, отмечали, что видят своё будущее в сфере медицины (врач, медсестра), образования (учитель в школе, директор учебного заведения, преподаватель в вузе), строительства (квалифицированный рабочий, слесарь, инженер, архитектор), в сфере услуг (ателье по пошиву одежды, обслуживание общественного питания), финансовой и налоговой сфер (работник банка, налоговик, бухгалтер), правозащитных и военных органов (сотрудник внутренних дел, военный, юрист, адвокат), в сфере бизнеса, дехканского и фермерского хозяйства и другие.
Результаты исследования свидетельствует о том, что среди молодого поколения страны нет четких установок и представлений своего будущего через 10-15 лет. В интервью участники опроса часто указывали, что в настоящее время они заняты насущными проблемами и повседневной деятельностью, что «нужно жить здесь и сейчас», а «что будет через 10-15 лет, пока не задумывались» и «не представляли», «время покажет».
Рис. 4. Что, по Вашему мнению, на сегодняшний день является важным
для современной молодежи при выборе места работы?
(в %, респонденты назвали несколько вариантов ответов)
В целом опрос общественного мнения показал, что большинству участникам опроса знакомо понятие «государственная служба», которое они интерпретируют, как оплачиваемую профессиональную деятельность на государственных должностях различного уровня, осуществляемую в интересах всего общества и во благо развития государства.
Большинство респондентов (78,3%) респондентов выразили желание служить стране на государственной службе в ближайшем времени. Пятая часть опрошенной молодежи в виду личных мотивов и установок отметила, что не хочет работать на государственной службе и предпочитает другие альтернативные варианты проявления своей профессиональной деятельности.
Как показал опрос, наиболее важным показателем при выборе места работы для современной молодежи Узбекистана является высокий уровень заработной платы, наличие возможностей для реализации личностного потенциала и профессионального развития, а также возможность карьерного роста и стабильность.
Исследование показало, чем более эффективна в стране государственная служба, тем выше показатели социально-экономического роста, конкурентоспособность и международная репутация страны. При этом кадровый состав государственных организаций, характеризуемый такими показателями, как уровень профессиональной компетентности, мотивация к труду, интеллектуальный и творческий потенциал, общий уровень эрудиции и образованности, морально-нравственные качества, является стержневым фактором, определяющим эффективность государственного управления. Профессиональные, честные, мотивированные и способные государственные служащие – это не только разумные законы, грамотные государственные решения, но и скрупулезное и увлеченное выполнение должностных обязанностей, неравнодушие и соблюдение справедливости и, как результат, социально-экономическое благополучие.